вторник, 15 сентября 2015 г.

О ТЕХ, КТО РЯДОМ



Тематический вечер


Есть истина в мире такая –
Великие вечно живут.
О них и стихи сочиняют,
И лучшие песни поют.
Сегодня, о вас вспоминая,
Минутой молчанья вставая,
Мы чтим Вашу память уже.

Здравствуйте, дорогие друзья! Приближается очень значимая для нас дата - 26 марта - день памяти Михаила Александровича Ульянова, имя которого носит наша библиотека. И сегодняшняя наша встреча - это дань любви, уважения и признания великому человеку, знаменитому земляку.
Давайте сегодня вспомним о М. Ульянове и в очередной раз прикоснемся к его творчеству.

Родился Михаил Александрович в нашем районе в селе Бергамак. Кроме него в семье была сестра Маргарита. Мать - Елизавета Михайловна была домохозяйкой. Отец Александр Андреевич работал председателем сельхозартели. Прошел войну и позже был Председателем Тарского Горисполкома, горкомхоза. Работа отца была связана с частыми переездами, поэтому Михаил с 3-х лет жил в Екатериновке, с 7 лет - в городе Тара.
Миша Ульянов рос обыкновенным сибирским мальчишкой и едва ли не случайно стал актером - в городе Таре, будучи еще школьником, занимался в театральной студии, организованной во время войны эвакуированным режиссером и талантливым педагогом Евгением Павловичем Просветовым.
Вероятно, что-то увидел в Мише Ульянове Просветов, во что-то поверил и сказал ему тогда: «Миша, вам я думаю, надо продолжить актерскую учебу в Омской студии. Поезжайте. Я вам советую».
Это была и путевка в жизнь, и воплощение робкой мечты юного Михаила Александровича об актерской профессии.
/ В августе 1944 года он отправился на перекладных в Омск, учится театральному мастерству. Судьба была благосклонна к Михаилу - его приняли в театральную студию Омского театра, где он постигал искусство актера.
Но жила в его душе заветная мечта - поехать в столицу для
продолжения учебы.

видео об училище им. Щукина и театре им.Вахтангова

Наверное, трудно найти более счастливую актерскую биографию, чем у Михаила Александровича. В 1950 году Ульянов блестяще окончил училище имени Щукина и был принят в труппу театра им. Вахтангова. Ему поручают главную роль в спектакле «Крепость на Волге» - роль Кирова.
Впоследствии он становится не только ведущим исполнителем и режиссером, но и - с 1987 года- художественным руководителем театра им. Вахтангова.
Актера театра и кино, художественного руководителя Театра им. Вахтангова, народного артиста СССР Михаила Ульянова знают по фильмам и телепередачам, по театральным и телеспектаклям, выступлениям на радио. За шесть десятилетий своей творческой карьеры он достиг высокого актерского мастерства, которым, как он считает, обязан своим замечательным партнерам и партнершам.
В своих автобиографических книгах Михаил Александрович с теплотой и любовью рассказывает о своих коллегах, о тех, кто многие годы бок о бок шел рядом с ним в театре и кино.
«Оглядываясь на прожитые годы, могу утверждать - чем крупнее как актер твой партнер, тем лучше играешь ты. Тебе, конечно, труднее с ними, но в этой трудности - гарантия твоего роста... По сути дела твой художественный рост, твое совершенствование зависит от этого - кто работает рядом с тобой».
Сегодня мы хотим вам рассказать о коллегах М.А. Ульянова, об актерах-юбилярах нынешнего года. Поэтому не случайно мы назвали нашу встречу «Михаил Ульянов о тех, кто рядом».

Есть люди, которым судьба подарила звездное происхождение, и они, на самом деле ничего из себя не представляя, живут отраженным светом популярных родственников.
Актриса театра им. Вахтангова, Народная артистка России, лауреат Государственной премии Людмила Максакова - дочь знаменитой в свое время оперной певицы Большого театра Марии Петровны Максаковой. Но всего, что она имеет, она добилась не благодаря знаменитой матери, а «благодаря своему характеру, работоспособности, воли к достижению цели».
Несмотря на то, что мать ее была актрисой, Людмила Васильевна закулисным ребенком не была. Ее день был подчинен строгому режиму, и посещение театра было для нее величайшим поощрением, а не повседневностью.
От строгой матери Л. Максакова унаследовала характер, внутреннюю дисциплину и отношение к работе как к своей обязанности.
Нелегким был путь Максаковой в искусстве. В первый раз идя на прослушивание в Щукинское училище, она заблудилась: родившись и выросши в центре Москвы, совсем не знала города. Молоденькая и наивная девушка решила стать актрисой не потому, что ей вскружили голову слава, цветы и аплодисменты. Она на примере матери знала им цену. Перевесила романтика - она хотела быть не собой, быть другой, сыграть и прожить другую жизнь.
Театральное училище им. Щукина Л. Максакова закончила в 1961 г. и в тот момент говорила о себе так: «Я не подавала в училище никаких надежд и очень многих этим раздражала».
Ее дебютом на вахтанговской сцене стала роль Маши Чубуковой, некоей выпускницы Гиттиса, которая создает народный театр (спектакль «Стряпуха замужем»). После премьеры одни критики отметили в молодой актрисе «особую трогательность», другие писали, что это героиня крайностей», «не очень умная и не умеющая мыслить самостоятельно». Тогда актриса Максакова еще только нащупывала свою тему среди множества ролей, и этот тип «плохой хорошей» героини ей предстояло сыграть еще не раз - и в театре, и в кино.
р. Л. Максакова - человек, который не вписывается в рамки понятия «обычный». В книге «Театр им. Вахтаногова» Наталья Казьмина пишет о ней так: «...изменчива, как московская погода. Не до конца разгадана, как истинная вахтанговка. Противоречива, как истинная женщина. Умна и самостоятельна, как истинный мужчина. Авантюрна, как всякая настоящая актриса.
... Люди, которые от нее далеки, побаиваются ее строгого языка, ее оценки, кажущейся высокомерной, ее строгого взгляда. Люди, которые знакомы с ней лично, рисуют образ совсем другой: демократична, сердечна, отзывчива. Все время куда-то летит, кому-то помогает,«озабочена чьей-то судьбой, хлопочет вокруг близких».
Насколько разные впечатления о ней, настолько разными были и героини, которых она играла: старая графиня в спектакле «Пиковая дама», которая тиранит себя и своих близких, и служанка Виржини в «Чуде святого Антония», которая готова поделиться последним.
М. Ульянов говорил о ней: «Самоуспокоенность ей не свойственна, она развивается, совершенствуется», - и в качестве лучших ролей назвал:
- Мамаеву в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты»;
- Машу в спектакле «Живой труп»; герцогиню в «Стакане воды»;
 - Адельму в «Принцессе Турандот».
М. Ульянов и Л. Максакова несколько раз вместе выходили на сцену - в спектаклях: «Стряпуха замужем», «Принцесса Турандот», «Соборяне», «Без вины виноватые».

 «Чем лучше и талантливее твои партнеры, тем лучше и профессиональнее становишься ты сам», - писал М. Ульянов, имея в виду Ю. Борисову.
Борисова окончила театральное училище им. Щукина в 1949 году, но работать в театре им. Вахтангова начала еще в 1947 г., на II курсе Актрису редчайшего дарования заметил выдающийся театральный режиссер того времени Р. Симонов, который поставил специально для нее несколько спектаклей. Впоследствии и его сын Евгений Симонов ставил для нее спектакли.
О своем приходе в профессию Юлия Борисова рассказывала так: «Однажды школьный учитель попросил меня прочесть на вечере стихотворение. Потом, позже учитель, не подозревая, что пророчит мне будущее, возможно, в шутку, посоветовал мне стать актрисой. Я как раз заканчивала школу, когда театр им. Вахтангова вернулся из Омска в Москву и объявил конкурс для поступления в его театральное училище им. Щукаина. Не знаю, что со мной произошло, но я решила поступать. Дома все были категорически против. Но я попробовала, и меня приняли!».
А по окончании училища ее сразу же зачислили в Вахтанговский театр. И играла она с первых лет очень много. И первую премию получила в первые годы работы.
М. Ульянов писал в книге «Реальность и мечта»: «Мне всегда нравилось играть в паре с Юлией Константиновной. И если я сумел что-то сделать в театре, то в этом обязательно есть и ее заслуга.
Женщины, сыгранные ею - прелестные, немного неземные, странноватые, очень обаятельные, легкоранимые, но и сильные - вошли не только в историю нашего Вахтанговского театра, но и русского театра вообще».
Ульянов много раз выходил на сцену с Ю. Борисовой, и в нескольких спектаклях, как он сам выражается, ему «посчастливилось» играть сней главные роли. В основном это были спектакли, где главной темой была любовь и борьба за нее. Так, в спектакле «На золотом дне» Ульянов играл влюбленного в Анисью приказчика, в «Виринее» она играла главную роль, он - роль Павла, в «Конармии» она - Марию, он -комдива Гулевого, в «Идиоте» она играла Настасью Филипповну, он -Рогожина, в «Иркутской истории» он - Сергея Серегина, она - Валю, в «Антонии и Клеопатре» он играл Антония - солдата и буйного гуляку, который, словно малый ребенок, усмирялся перед Клеопатрой.

Видео

От «Варшавской мелодии» зрители вообще были в восторге. Несравненный дуэт Ю. Борисовой и М. Ульянова навсегда останется одной из блистательных вершин театра им. Вахтангова. В этом спектакле Борисова играла полячку Гелену, у которой не сложились отношения с Виктором.

видео

Придя однажды в Театр им. Вахтангова, Борисова, как и Ульянов, осталась верна ему на всю жизнь и выступает на сцене более 60 лет.
«Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета» (Михаил Ульянов).

И в кино Михаилу Александровичу везло на творческое партнерство с замечательными актерами и актрисами.
Одним из таких партнеров по киноцеху является Кирилл Лавров. Кирилл Юрьевич родился в Ленинграде в семье актеров. Его отец был актером Большого драматического театра, мать играла на сцене и работала на радио. Когда в середине 1930-х годов начались чистки и преследования ленинградской интеллигенции, родители Лаврова уехали в Киев, где отец стал одним из ведущих артистов Киевского русского театра им. Леси Украинки. В этом же театре началась актерская карьера К. Лаврова. После службы в армии в 1943-50 гг. он поступил в этот киевский театр на должность артиста-стажера (актерского образования он не имел, т.к. не мог поступить ни в одно московское театральное училище по причине отсутствия аттестата - из-за войны он даже не окончил школу). Поэтому театральное мастерство в течение 5 лет он постигал на практике под чутким руководством отца.
1955 году Кирилл Лавров переезжает в Ленинград и поступает в труппу АБДТ и в 1992 году, после смерти Георгия Товстоногова, становится его художественным руководителем (так же как и Ульянов в 1987 г. - худ. Руководителем Театра им. Вахтангова).
М. Ульянов и К. Лавров снимались в худ. Фильме «Живые и мертвые», где Лавров играл роль Синцова, а Ульянов - командарма; и работали вместе как режиссеры второй и третьей серии картины «Братья Карамазовы». Первую серию снимал И. Пырьев, но во время съемок он умер, и руководство «Мосфильма» решилось на ответственный и правильный шаг: закончить картину предложили Ульянову и Лаврову. Ответственный потому, что это был риск, ведь Ульянов и Лавров были актерами и никогда не стояли по ту сторону камеры, а правильный потому, что они были актерами в главных ролях и как никто другой были заинтересованы в судьбе фильма, и потому, что уже год проработали с Пырьевым и знали его замысел, привыкли к его манере.
Ульянов и Лавров были единомышленниками и разделяли взгляды Пырьева на творчество Достоевского, на то, какими должны быть Карамазовы на экране. И они справились со сверхзадачей - раскрыли в фильме «Братья Карамазовы» беспощадную любовь к человеку.

видео

Позже оба - Ульянов и Лавров - снялись в экранизациях романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», оба сыграли Понтия Пилата: Ульянов у режиссера Юрия Кары, Лавров - у Владимира Бортко.

видео

К.Ю. Лавров умер в 2007 г., через месяц после М. Ульянова, - так сильно переживал потерю близкого друга. Именем К. Лаврова назван танкер ледового класса.

С Ноной Мордюковой Ульянов впервые встретился на съемках фильма «Простая история», где она играла Сашу. Он называл ее актрисой потрясающего таланта: «Зритель видит на экране деревенскую женщину, снятую как бы скрытой камерой, настолько Мордюкова естественна. Пожалуй, только профессионал сможет в полной мере оценить эту простоту и восхититься, до конца так и не разгадав, как же актриса этого достигает. Тут, как в любом истинном искусстве, важно то самое «чуть-чуть». Чего стоит одна только ее фраза: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орел!»... Интонация, поворот головы, выражение глаз... Она спрыгивает с газика в грязь, ойкает и уходит прочь, В этом коротком эпизоде - вся горькая история Сашиной любви, не нашедшей ответа».


видео
Совсем по-другому пишет о съемках «Простой истории» сама Мордюкова: «Ульянов пришел такой застенчивый, красный весь Я ведь была уже известная актриса, он меня очень уважал, хотя был уже и не новичок в кино. Смущался еще и оттого, что очень требовательно к себе относился, даже, я бы сказала, комплексовал - постоянно был собой недоволен, когда приступал к новой роли. Таким он был всю жизнь, даже когда стал уже маститым признанным актером».
Нона Викторовна Мордюкова с детских лет мечтала сниматься в кино, но война помешала сбыться ее планам. В оккупации в Краснодарском крае ей приходилось скрываться от гитлеровцев, чтобы избежать отправки на принудительные работы в Германию.
В 1945 году поступила во ВГИК, в 1950-м его закончила. В кино дебютировала в 1948 году в роли Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия». Дебют оказался удачным, и Мордюкова за эту роль получила Сталинскую премию I степени.
 С Михаилом Ульяновым она снималась не единожды, в фильмах «Екатерина Воронина», «Добровольцы», «Простая история», «Председатель»; много они поездили по стране с концертами. Когда Ульянова не стало, Н. Мордюкова очень тяжело переживала эту потерю. «У меня умер родной брат Миша Ульянов, - говорила она. Он был очень обходительным, предупредительным с женщинами... И при этом не бабник, никаких романов на стороне, всю жизнь любил только свою жену».
Н. Мордюкова умерла в 2008 г. на 83-м году жизни. За свою творческую карьеру она снялась в 62 фильмах, имеет звание «Народная артистка СССР», награждена многочисленными премиями и наградами.

В книге «Реальность и мечта», ставшей исповедью актера, в главе «О тех, кто рядом», М. Ульянов писал: «... человек живет не только семейной близостью. Для него не меньше важны привязанности дружеские, а их мне давала моя работа в театре и в кино».
М. Ульянов счастливый человек и актер, потому что сцена и съемочная площадка сводили его с людьми, близкими по духу, талантливыми, увлеченными своим делом, просто интересными.
Сегодня мы рассказали вам о некоторых из них. А впереди новые встречи, встречи с Михаилом Ульяновым, с миром театра и кино, с миром прекрасного.
Дорогие друзья! Благодарим вас за внимание! До новых встреч!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Похожие сообщения

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...