четверг, 24 сентября 2015 г.

Ты - не один (Работа с социально-незащищенными слоями населения)


                                                        «Нет ничего выше и прекраснее,
                                                     чем дарить радость людям»
                                                                                                           Ю.Власов

«Милосердие в буквальном смысле слова
означает любовь, любовь, которая способна
на понимание, которая не просто делится
имуществом, но с истинной симпатией
и мудростью помогает людям помочь себе
самостоятельно». 
                                                      Ф. Рузвельт

Официальные даты

7 апреля - Всемирный день здоровья
5 мая - Международный день борьбы за права инвалидов
8 июня - День социального работника
Последнее воскресенье сентября - Международный день глухонемых
1 октября - Международный день пожилого человека
13 ноября - Международный день слепых
3 декабря - Всемирный день инвалидов

Сегодня библиотеки являются не только полноправными участниками социокультурного процесса, но и играют важную роль в жизни местного сообщества. За ними прочно укрепился имидж учреждений, способных оказать существенную поддержку в решении актуальных проблем, относящихся к сфере права, экологии, образования, культуры.


Одним из приоритетных направлений деятельности библиотек является адаптация и информационно-правовая поддержка социально незащищенных категорий населения. Основными причинами акцентуализации данного профиля работы являются:
-     во-первых, сам контингент сферы обслуживания сельских библиотек (пожилое население, пенсионеры, инвалиды, безработная молодежь, семьи, живущие на грани нищеты, а также большое число беженцев и мигрантов); 
-     во-вторых, постоянно меняющиеся, в соответствии с изменением социально- политической, экономической ситуацией региона, информационные потребности данной группы населения, которые необходимо своевременно, четко и доступно удовлетворить сотрудникам библиотек. 


Одна  из многочисленных категорий читателей библиотек – пожилые люди. И им в первую очередь нужна не только и не столько информация, сколько простое человеческое участие, общение. Ведь самая большая человеческая драма - равнодушие, неумение или нежелание дать частицу своей души другому. Именно поэтому перед библиотекарями стоит не менее важная задача, чем предоставление информации, а именно - организация досуга и общения для людей старшего поколения.

Приемлемы следующие формы работы:
-     Осенние посиделки «Добрым словом друг друга согреем»;
-     празднования Дня пожилого человека, Дня Матери: «Мудрой осени счастливые мгновенья», «Это было недавно», «Мудрость жизни, молодость души»;
-     индивидуальные выставки творчества пожилых людей (рукоделие, фотовыставки, художественные выставки, декоративно-прикладное творчество, вечера литературного творчества) с целью дать почувствовать себя нужным, социально востребованным; например, «Женских рук прекрасные творенья»;
-     литературно-музыкальные встречи: «Добрым словом друг друга согреем», «Пусть наша доброта согреет Ваши руки»;
-     тематические вечера, вечера поэзии: «Тепло сердец», «Добротою пусть наполнятся сердца»,
-     конкурсы и викторины: «Супербабушка», «Моя семья», «Бабушки и внуки».

В  работе с пожилыми людьми хорошо себя зарекомендовала клубная работа, ведь именно в клубах активизируется духовно-творческий потенциал личности пожилого человека. Задачей клубов («Ветеран», «Сударушка», «Калейдоскоп», «Забота», «Встреча друзей» и др.) является организация конкурсных программ, вечеров, чайных посиделок к праздникам, проведение мероприятий по укреплению здоровья людей старшего поколения.
Пожилым читателям будет приятно поучаствовать в юбилейных свадебных вечерах-чествованиях «Рука об руку», вечерах-конкурсах «Уроки бабушек и дедушек». Хорошим оформлением подобных мероприятий станут выставки поделок, вышитых и вязаных изделий, выполненных руками участников мероприятий.

Среди юных читателей можно организовать «Неделю добрых дел», в которую войдут:
§     Акции: «Не оставим без внимания!»,  «Спеши делать добро», направленные на оказание помощи одиноким пожилым людям;
§     День заботы о ветеранах «Окружим заботой и вниманием!»;
§     Уроки милосердия «Добрая душа»;
§     Вечер-встреча «Окружим любовью и вниманием».
         Работа с ветеранами и пожилыми людьми подразумевает также и проведение мероприятий по укреплению здоровья людей старшего поколения. Советы фельдшеров и докторов и информация об укреплении здоровья, предоставляемая библиотеками старшему поколению, необходимы, ведь то, что еще вчера было многим под силу, нередко вызывает у обессилевшего человека недоумение, пропадает привычная ловкость, сноровка, и как результат - отчаяние, нежелание радоваться жизни. Помогут  вернуть отчаявшегося человека к полноценной жизни такие мероприятия, как: 
 * познавательная программа «Не просто жить, а быть здоровым» с выступлением врача и оформлением выставки «Как жить долго и радостно»;      

 * час полезной информации «Медицинское страхование: это важно и нужно», и др.

К категории социально незащищенных в той или иной степени можно отнести молодые семьи. Развитие и популяризация института семьи – одна из задач библиотек, в том числе – информационно-правовая поддержка молодой семьи. Данной категории пользователей будут полезны мероприятия, освещающие вопросы здорового образа жизни, профилактики социально опасных заболеваний и привычек  у детей и подростков, формирование правовой культуры; к примеру:
§     Вечер полезных встреч «Здоровьесберегающая среда. Что это такое?» с участием инспектора дорожного движения, специалиста Центра занятости населения, врача-нарколога;
§     Уроки для родителей «Просто первоклассник»;
§     «Семейный         совет», посвященный обсуждению проблем воспитания детей, популяризации здорового образа жизни.
«Как научить детей любить книги? Ответ на этот вопрос прост – читайте своим малышам, читайте вместе с ними». Такими словами можно начать беседу с родителями воспитанников детского сада. Затем предложить им книги и журналы, памятки и буклеты, рекомендательные и информационные списки, а малышам – красочные издания детской литературы.

         Формы,  применяемые библиотеками в работе с инвалидами, рассчитаны не только на индивидуальную помощь каждому читателю, - они ориентированы на организацию неформального общения и такого досуга, который помог бы читателю-инвалиду преодолеть или предотвратить чувство собственной неполноценности.         Читатели-инвалиды могут приглашаться на все мероприятия, проводимые библиотеками, при этом важно относиться к ним как к равноправным участникам библиотечных встреч.
Искусство не знает преград. Среди людей с ограниченными возможностями много талантливых. Они не замкнулись в себе – они наши силы не только жить, но и заниматься творчеством: пишут стихи, рассказы, рисуют картины, участвуют в постановках спектаклей, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Поэтому наиболее  распространенным направлением культурно-досуговой деятельности библиотек  с данной категорией пользователей является создание клубов, творческих объединений, кружков.          Вовлечение лиц с ограниченными возможностями в эти неформальные объединения способствует развитию творческих способностей участников, эффективной социальной реабилитации и интеграции в местном сообществе, расширению коммуникативных связей, созданию непринужденной обстановки межличностного общения, реализации возможностей психологической разгрузки.

Работа клубов и кружков создает оптимальные условия для проведения досуга, приобщения к социально-культурным ценностям, формирования культуры чтения, удовлетворения духовных потребностей пользователей библиотек, среди которых - дети с различными формами физических ограничений. При работе с данной категорией читателей целесообразно координировать свою деятельность с органами социальной защиты, детскими домами, домами инвалидов, коррекционными школами. Успешными будут мероприятия:
§     Фестиваль «Вместе мы сможем больше»;
§     Вечер ко Дню инвалидов «С верой и надеждой»;
§     Цикл бесед  «Давайте будем дружить».

В  работе с особыми читателями так же можно использовать и другие формы:
-    беседы: «Я познаю мир», «Давай будем дружить», «Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть»;
-    викторины: «Узнавай и удивляйся, мастери и развлекайся»;
-    вечера, праздники: «День добрых сюрпризов», «Добрый мир любимых книг», «Детство наше золотое», «До свидания лето», «Мы опять ждем встречи с вами»;
-    Выставки: «Я все смогу сам», «Это мы умеем», «Не иссякнет родник доброты»;
-    обзоры книг,  журналов: «Давайте поклонимся доброте»;
-    уроки доброты: «Путь к милосердию»;
-    Акции милосердия: «Мир для всех»,  «Свет добра и надежды».
Для слепых и слабовидящих следует организовать громкие чтения, что позволит посредством живого слова донести интересующую информацию тем, кто не может воспользоваться печатными источниками.

Правовое информирование необходимо и  людям пожилого возраста, и людям с ограниченными физическими возможностями. Полезны будут Дни информации: «Правовая защита пожилого человека», «С заботой о ветеранах»;  тематические папки, картотеки с  рубриками «Правовой статус личности, «Экономика и мы», «В помощь инвалидам», «Все о пенсиях и льготах»,  «Пенсии, льготы, пособия», «Правовая неотложка», «Экономика и мы» и другие, которые следует пополнять  материалами из периодических изданий.

В  последнее время в библиотечную практику все больше внедряется такая форма работы, как библиотерапия. Акция «Книга спешит на помощь» стала во многих библиотеках своеобразным «правилом хорошего тона» и действует практически круглогодично. Тем читателям, которые не в состоянии свободно перемещаться, библиотеки предоставляют такую услугу, как доставка книг на дом.  Эту функцию берут на себя библиотекари, юные читатели и социальные работники, привлекаются родственники. Они не просто приносят книги, но и беседуют, интересуются самочувствием. Ведь важно не  только принести нужную книгу, но и поддержать беседу на любую тему.
Немаловажно наладить сотрудничество с детскими домами и школами-интернатами, социальными приютами и Домами ветеранов, которое подразумевает работу пунктов выдачи книг и периодики с учетом индивидуальных интересов читателей. Своевременная и регулярная доставка книг для этих людей очень важна, поскольку лечение книгой порой остается единственным дающим надежду способом снова вернуться к полноценной жизни и увидеть мир в ярких красках.
        
В заключение хотелось бы отметить, что работа с социально незащищенными слоями населения дело нужное, важное и отвечающее требованиям сегодняшнего времени.  Главное – это хоть немного облегчить жизнь людям, нуждающимся в социальной поддержке и реабилитации.

Приложение

"День пожилого человека"
Сценарий


      Тихо звучит песня “Как молоды мы были…”

Вед.1.
Люди пожилые,
Сердцем молодые,
Сколько повидали
Вы путей, дорог.

Горячо любили,
И детей растили,
И надеждой жили:
Меньше бы тревог!

Люди пожилые,
Матушка Россия
Вас не баловала
Легкою судьбой.

Дай вам Бог покоя,
Чтобы над рекою
Солнце озаряло
Купол голубой.

Вед.2.
Люди пожилые,
Вы во всем такие:
Отдаете душу,
Опыт и любовь

Дорогому дому,
Миру молодому
И всему, что сердце
Вспоминает вновь.

Люди пожилые,
Пусть года былые
Будут вам опорой,
Дети — все поймут.

И поклон вам низкий
От родных и близких
И от всей отчизны
За бесценный труд!

Вед.1. Здравствуйте, дорогие гости!
Вед.2. На нашем празднике присутствуют:
Вед.1. 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов - во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации - в 1992 году.И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению.
Вед.2. Об уважении ко всем членам общества, признании их заслуг и значимости их труда говорит тот факт, что в нашей стране, наряду со многими праздниками и памятниками, введен безусловно волнующий и приятный для многих праздник — День пожилых людей. Эти люди всю жизнь отдали труду, воспитанию детей, которые, приняв у них эстафету, продолжают начатое ими.
Вед.1. Будем благодарны пожилым за все, что они сделали, а многие продолжают делать для общества, для сограждан.
Вед.2 Мы очень рады сегодняшней встрече с вами (перечисляет приглашенных). Мы всегда брали пример с вас. У вас всегда был оптимизм, которому стоит позавидовать.

С ПРАЗДНИКОМ!

Меняет цвет природа,
Меняется погода,
И солнцу золотому
Идут дожди вослед,

А за теплом - ненастье,
За горем будет счастье,
И молодость на старость
Меняет человек.

Так жизнь идет по кругу,
Года спешат друг к другу,
Но радостью, надеждой
Наполнен год и век.

И в день осенний яркий
Прими концерт в подарок,
Наш пожилой любимый,
Наш добрый человек!

Вед.1. С праздником вас, дорогие наши труженики! Для вас исполняется песня.
Песня «А годы летят»
Вед.1. Знаете, у меня как-то язык не поворачивается называть Вас пожилыми людьми. Вы молоды душой, у вас такие одухотворенные, красивые лица. Можно вас называть молодыми людьми? Давайте сегодня тогда отмечать День молодого человека. Согласны? (Пенсионеры с радостью соглашаются.) Мы тоже хотим так прекрасно выглядеть. Поделитесь секретом своей молодости.
      (Ведущий к каждому подносит микрофон и гости отвечают на этот вопрос. Потом можно задать вопросы)
Вед.1. — Если вам плохо, как вы справляетесь с таким настроением?
Вед.2. — Главное качество характера, которое цените в людях?
Вед.1. — У вас есть недостатки? Как вы с этим боретесь?
Вед.2. — Ваше любимое блюдо?
Вед.1. — Если гости приходят неожиданно, какое блюдо вас выручает?
Вед. 2. — Поделитесь смешным случаем, который произошел с вами на работе.
Вед.1. — Ваш любимый анекдот?
Вед.2. — Расскажите о своем «хобби».
Вед.1. Я понял, что секрет вашей молодости в оптимизме и трудолюбии. Какие удивительные вещи вы создаете своими руками! А сейчас мы предоставляем слово директору школы Нестеровой Елене Николаевне.
Вед.2.
Кто всё штопает и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встает?
Кто печет оладушки?
Хором: Это наши бабушки.
Вед.1. Эти стихи для вас подготовили ваши внуки, дорогие бабушки.

На фоне песни «Ивушка зеленая»

БАБУШКЕ
Мы с моею бабушкой
Старые друзья
До чего хорошая
Бабушка моя
Сказок знает столько,
Что не перечесть
И всегда в запасе
Новенькая есть
А вот руки бабушки -
Это просто клад.
Быть без дела бабушке
Руки не велят
Золотые, ловкие,
Как люблю я их!
Нет, других, наверное,
Не найти таких!

ЧАСТУШКИ

У меня на сарафане
Петушки да петушки
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки!

У моей у бабушки
Новый фартук яркий.
Принимай, бабулечка,
К празднику подарки!

Я весь день страдать готов
Без твоих без пирогов.
До того я настрадался,
Один нос большой остался.

Говорю я бабушке:
«Шибко вечером не пой!
Как услышу голос твой,
Сей же час бегу домой!»

Ой, да, бабушка моя,
Ой, да боевая:
Столько знает анекдотов,
Сколько я не знаю!

А моя бабулечка
Самая затейница.
Если засмеётся -
Ярче солнце светится.

Я-то в бабушку пошла,
Весела да удала:
Я своим курносым носом
Два десятка извела!

Я на бабушку похожа,
Я - неугомонная.
А моя бабулечка
Самая весёлая!

Вед.2. О бабушке можно рассказывать очень долго и много. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените своих бабушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками. Они достойны уважения и признательности. Ведь эти люди, давшие жизнь нашим родителям, вынесшие на своих плечах тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстоявшие в них. Бабушка мне часто говорит: “Не забывай меня”.
Вед.1. Бабушки, любимые, не беспокойтесь, никогда мы вас не забудем, никогда вас не бросим. Спасибо, родные, за вашу заботу и любовь. Спасибо.
Песня «Стою на полустаночке».
Ученик1.
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно:
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.

Ученик 2.
А у бабушки моей волосы седые,
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает,
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у неё свободной,
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что быть хочу на неё похожей.

Ученик 3.
Стала бабушка старой, хворою,
От ходьбы она устаёт.
Храбрым лётчиком стану скоро я.
Посажу её в самолёт.
Не тряхну её, не качну её,
Отдохнёт она наконец,
Скажет бабушка: ,,Ай, да внучек мой!
Ай, да лётчик мой! Молодец!

Вед.1. Вы, бабушки, очень любите своих внуков и внучек. Но не забывайте, что нужно воспитывать трудолюбивых внуков, а не делать всё за них, как в нашей сценке.

Сценка ,, Бабушки и внуки “

1 – Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2 – Да что ты, я ещё уроки не сделала.
1 –Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!
2 – Да – а? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1 – Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2 – Правда? Это ты их так балуешь?
1 – Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а начисто они у меня всегда сами переписывают.
2 – О, действительно строго.
1 –Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2 – Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила Гм – гм… ,, У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…
1 –Так, хорошо
2 –И днём и ночью пёс учёный…
1 – Какой пёс? Какой пёс?
2 – Ну, я не знаю, какая у него порода.
1 – Да не пёс, а кот учёный, поняла? Кот!
2 – А – а, поняла – поняла! Я тогда сначала ,, У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный…
1 – Ну?
2 – С авоськой ходит в гастроном….
1 – С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2 – Ой, ну какая же ты, подруга! У меня ещё столько уроков, я всё перепутала.
1 – Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2 – Её уже назвали.
1 – Как?
2 – Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.

Вед.2. Но эта сценка, конечно же – шутка. А мы, конечно, же, хотим подольше оставаться детьми рядом с нашими замечательными бабушками.
Вед.1. Думаю, и наши родители хотели бы снова стать детьми, чтобы вернуться на самый дорогой для каждого остров – остров детства. Песня «Остров детства».
В.2 На нашем празднике присутствуют замечательные дедушки, которые любят своих внуков не меньше, чем бабушки. А внуки в свою очередь дорожат их вниманием.
Ученики:
Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя.
Знакомо тяжёлое им и большое.
Рабочие руки, в мозолях, бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые.
Всё делают так хорошо и умело,
Как в поговорке:,, В них спорится дело!”
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам!
В.2 Для вас, дорогие дедушки, звучит песня.
      Песня «Если с другом вышел в путь».
В.1. Много тёплых слов прозвучало в адрес бабушек и дедушек. Но хочется ещё раз убедиться в том, как их любят внуки.
Игра ,,Лучики” На доске нарисовано солнышко. Каждый ребёнок по очереди говорит бабушкам и дедушкам ласковое слово и рисует лучик.
В.2. Посмотрите, сколько лучиков несут тепло нашим бабушкам и дедушкам. Пусть наше солнышко обогревает всех бабушек и дедушек на всей планете.
В.1. И для вас, дорогие наши, звучит песня.
Песня «Стоят девчонки».
В.1. Есть такой детский анекдот. Родителям было некогда, и на родительское собрание пошел дедушка. Пришел он в плохом настроении и сразу стал ругать внука:
В.2. - Безобразие! Оказывается, у тебя по истории сплошные двойки! У меня, например, по этому предмету были всегда пятерки!
В.1. - Конечно, - ответил внук, - в то время, когда ты учился, история была намного короче!
В.2. Мы хотим, дорогие, пожелать, чтобы ваша история продолжалась как можно дольше, чтобы вас радовали дети, внуки, правнуки…
В.1. Чтобы вас чаще радовало теплыми лучами солнышко, а дожди были только теплыми, грибными…
В.2.
Бабушке - солнышко, дедушке - стих,
Много здоровья вам на двоих,
Счастья желаю еще на два века,
С днем пожилого вас человека!
В.1. Пусть же осень жизни вашей долго-долго будет.
С праздником, родные наши, мы вас очень любим!

Ответное слово гостей.
Песня «Осенние листья»


Литература
1.     Басова Т. Мы помогаем многим, но помощь нужна и нам [Текст]/Т.Басова//Библио-поле.-2004.-№6.-С.45
2.     Волкова Т. В. «Преодоление»: первые шаги [Текст] /Т. Волкова // Новая библиотека. – 2006. - № 3(63). – с. 18-20
3.     Высоцкая Л. Путь в мир равных прав и возможностей [Текст]/ Л. Высоцкая// Библиотека. – 2010. - №8. – С.54-61
4.     Гурьева Г., Кривцова А. Учим дружбой дорожить [Текст] / Г. Гурьева,  А. Кривцова // Библиотека. – 2009. - №5. – с.40-42
5.     Косолапова С. За жизнь без барьеров [Текст]/С.Косолапова//Библио-поле.-2011.-№1.-С.14
6.     Макарова Т. Родник добра и милосердия[Текст]/ Т. Макарова// Библиополе. – 2008. - №3. – С. 64-65
7.     Смирнова Т. Не замыкаясь на своей беде [Текст]/Т. Смирнова// Библиотека. – 2009. - №7. – С. 28-35
8.     Трубина Л. Работа библиотеки с детьми из малообеспеченных семей [Текст]/Л.Трубина// Муниципальные библиотеки в инфраструктуре города. Материалы отчетной конференции.-С.71
9.     Шибалова Н. Время добрых дел [Текст]/ Н.Шибалова//Библио-поле.-2009.-№11.-С.50

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Похожие сообщения

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...