вторник, 15 сентября 2015 г.

«Мы живы, пока мы помним»


ЧАС ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

Цель: способствовать формированию ответственности за свою гражданскую позицию к оценкам исторических событий в истории страны.
Читательское назначение: мероприятие предназначено как для юношества, так и для  более взрослой аудитории

День памяти… Печальный, скорбный день,
Когда на целый мир ложится тень
Былых времён, жестоких и кровавых,
Под знаками позора, но не славы.

День памяти – погибших, павших, жертв,
Что муки неповинно претерпев,
Сложили головы во рвах, и не отпеты,
И души их – в раю витают где-то…

Добрый день, дорогие друзья!

Здравствуйте!

Мы живем в очень интересное, насыщенное событиями время, время, когда происходят перемены не только в социально-политической жизни страны, но и в духовной жизни. И она, эта духовная жизнь, хотим мы того или нет, незримыми нитями связана с прошлым нашей страны…

День памяти жертв политических репрессий в России - напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.


Такое страшное было время.
Врагом народа был сам народ.
Любое слово, любая тема...
И по этапу страна... вперёд!

Но мы-то помним! Теперь мы знаем.
На всё запреты, на всех печать...
Народ толпой по этапу гнали,
Чтоб было легче им управлять...

История Дня памяти такова: 30 октября 1974 г. по инициативе диссидента Кронида Любарского и других узников мордовских и пермских лагерей был впервые отмечен «День политзаключённого» - совместной голодовкой и зажиганием свеч в память о безвинно погибших. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками политических лагерей. Решение Верховного Совета России от 18.10.1991 г.  внесшее его в государственный календарь только придало ему официальный характер.
Две России - взглянули друг другу в глаза,
Ужаснулись, и вновь отвернулись,
Ибо правда была - откровенна и зла,
Отражая - доносы и пули.
          Да и что же такое ответить могли
Палачи - своим выжившим жертвам,
Не успевшим упасть под гортанное «Пли!»,
Уцелевшим ли, павшим ли, мёртвым.
 Что ответить - лежащим в безвестных полях,
Вдоль несчётных дорог и каналов,
Где шумят о погибших теперь тополя,
Где смеяться и петь - не престало.
Да, и ныне - потомки былых палачей
Вновь тоскуют по «чёрным Марусям»,
Снова ждут и погромных «хрустальных ночей»,
И тиранов - вновь ждут, не дождутся.
 Что же им, палачам, своим жертвам сказать,
Тем, которых убили их пули? -
Две России - взглянули друг другу в глаза,
Ужаснулись, и вновь отвернулись...

Но задумывался ли президент, подписывая свой указ, о том, что слово “репрессии” вряд ли соответствует тому, что происходило с установлением у нас советской власти.

В самом деле, – что такое репрессия? Это – когда власть карает людей, за какие-то их действия против неё? Между тем, подавляющее большинство тех, кого мы сегодня вспоминаем, ни о каких действиях против власти и не помышляли.

И в моё сердце пепел вновь стучит -
Отца и деда, близких и далёких,
Со мною говорят они в ночи,
Я слышу голоса их, слышу вздохи.

День памяти жертв политических репрессий - день всеобщего траура, потому что жители нашей страны пережили национальную трагедию, которая началась сразу после октября 1917 г.

Уже 1918 г. был отмечен расстрелом 3000 священнослужителей. В 1938—1941 гг. репрессированы 38900 человек, свыше 35 тысяч из них расстреляны. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. было осуждено более 500 тысяч крестьян. Из рядов армии было «вычищено» 45 процентов командного состава как политически неблагонадежных.
В годы войны и первые послевоенные годы жестоким репрессиям подверглись вышедшие из окружения, военнопленные и репатриированные советские граждане. Общее количество военнослужащих, репрессированных в годы войны, составило 994 тысячи человек, из которых 157 тысяч расстреляно.

Какая  дьявольская сила
Их гонит строем в никуда?
В полях безропотной России
Они исчезнут навсегда.
Запоминай, мой друг свидетель,
Какие страшные дела
Идут – бредут на белом свете,
И бьют навзрыд колокола.
И неужели воля божья
Благословила этот ад,
Где свет свободе не поможет
И к правде нет пути назад?

Репрессии 1930-х годов…Эти слова выжжены на судьбах миллионов нив чем не повинных людей: разворошенный и разоренный очаг, страх, поселившийся в сердцах, слезы, застывшие в глазах, и живая боль, заполонившая душу: «Враг народа!». Как ядовитая краска въедается в кожу, так и этот приговор беспощадно заполнял каждую клетку человека, переворачивая в нем все вверх дном.

Из воспоминаний К.К. Ходзевича, бывшего узника ГУЛАГа: «Меня доставили на сталинскую стойку, где проводили железную дорогу Игарка – Салехард. Туда было заброшено несколько десятков тысяч политзаключенных, где царил произвол, антисанитария, болезни желтуха и цинга, куриная слепота. Человек тяжело болен, не может встать и идти на работу, и его лечили так: с нар и в БУР (барак усиленного режима), оттуда не живыми выходили. Или больного стаскивали с нар, веревкой привязывали за ноги, и на лошади волоком тащили на работу… на другой год летом, не забросили запас продуктов, а зимой реки встали, начался голод, люди обессилили, не могли ходить на работу, многие не держались на ногах, умирали в бараках. Живые сразу об умерших не докладывали, мертвые кормили живых той скудной баландой, которая им еще причиталась,… трупы бросали в траншеи, которые летом были вырыты под бараками, а то и закапывали в снег…»



Практически все крупные стройки Красноярского края стоят на костях заключенных. В 1935 году было положено началу создания лагерей в крае. И первым из них был Норильлаг. Максимальная численность заключенных – 72 490 человек на 1 января 1952 года.

Сотни тысяч заключенных содержались в Краслаге, Норильлаге, Горлаге, Енисейстрое и в других лагерях. В крае велась стройка №503 – строительство железной дороги Салехард – Игарка, в народе больше известная как «сталинка», а позднее «Мертвая дорога». Строительство велось ударными темпами и контролировалось Сталиным. Заключенные работали в сорокаградусные морозы зимой и в болотах и болотистой местности летом. Максимальное количество заключенных – 29 126 человек на 1 января 1950 года.

Массовые репрессии были самым надежным средством, чтобы добиться слепого повиновения людей правящей клике. Поэтому неважно было, являлись ли эти люди виновными. Для этого необходимо было физически и морально подорвать силы народа, привить ему вирус подозрительности, поддерживать обстановку страха, лжи и доносительства. Была дана такая установка - "Всякое недонесение будет рассматриваться как преступление против революции", и расстреливали жен, детей за то, что они не донесли на отца.
Свалившееся горе сбивало с ног, лишало сил, убивало надежду, ставило пожизненное клеймо на целые поколения семей.

И шли они – по городам и весям,
По голой тундре, по глухой тайге,
С тоскою по осиротевшим детям,
С мечтой о хлебе, о скупом пайке,
Голодные, замёрзшие, больные,
И просто – невесомые почти,
И как же, только души их шальные
В тела тщедушные вместиться так смогли.

Вот-вот, взлетят под облака и к раю
Приблизятся, закончив скорбный путь,
И отдохнут. Но я не забываю
О том, как их хлестал жестокий кнут,
Как шли они – по городам и весям,
По стылой тундре, по степи сухой,
С тоскою по осиротевшим детям,
Под скорбный звон кандальный над страной…

            «Сибирь… есть тюрьма  колоссальная»  - написал еще в XIXв. первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. В сталинские времена в Сибирь, наряду с сотнями тысяч советских военнопленных, ссылались калмыки, немцы, финны, крымские татары, карачаевцы, чеченцы, балкарцы, турки месхетинцы и другие народы, жители территорий СССР, находившихся под оккупацией немцев, граждане стран Восточной Европы, в том числе и русские эмигранты.
             
   Депортация была одной из форм репрессий в СССР. Она выступала в качестве своеобразного инструмента советской демографической и национальной политики. Депортации подвергались как отдельные лица, так и целые народы, признанные официальной властью социально опасными.
Депортация народов представляла собой насильственное переселение граждан по национальному признаку в отдаленные районы СССР.

Из воспоминаний А.К. Лейтиса «О судьбе репрессированных латышей»: «Наша семья была депортирована в Сибирь в 1941 году. Жили и работали мы в Заводском химлесхозе Нижнеингашского района.
Невыход на работу карался невыдачей хлебного пайка и двухразовой в сутки похлебки. Это варево состояло из воды, заправленной мукой и одной чайной ложкой постного масла.
Жили мы в бревенчатых бараках по несколько семей вместе.
Медицинского обслуживания здесь не существовало. Не было и медикаментов, лечили, кто, как мог и знал. На время болезни ребенка матери не освобождались от работы. Голод, болезни были постоянными спутниками ссыльных. Самые маленькие и слабые умерли еще в первую зиму».

А сколько крестьян увезли «из Сибири в Сибирь» во время коллективизации!
Около 28 тысяч омских крестьян подверглись раскулачиванию. В 1930-м омских крестьян ссылали, в основном, в район таежной речки Кулай, за Тарой.

ВИДЕОРОЛИК О КУЛАЕ

За последние 15 лет много было сказано о причинах террора против собственного народа. У большинства людей, расстрелянных и умерших в лагерях, нет даже могилы, негде их родным и близким поставить памятник с дорогим именем. Но общим памятником им будет многотомная Книга памяти жертв политических репрессий «Забвению не подлежит». Её задача — вспомнить всех поимённо, высвободить из небытия простых людей, раздавленных красным колесом истории.
        
          Я помню всё, я помню след,
Конвой этапа с пяти лет.
Снега, болота и тайгу...
Забыть всё это не могу.
И сколько нас там полегло,
То не считал никто, никто!
Не забывайте тех людей,
Что пали без вины своей,
          Поклон их памяти святой,
          Да будет вечным их покой...

(Стихотворение Евдокии Лушниковой, чьи родители были раскулачены и сосланы вместе со всей семьёй в 1930 году. Ей было тогда 5 лет)

 (на фоне музыки).

    Уважаемые земляки! Друзья! В знак нашей общей печали почтим  память невинно погибших минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ,   МЕТРОНОМ.

Сталинские репрессии, искалеченные судьбы репрессированных, разбитые жизни. Стоит ли нам, молодому поколению, не знавшему войны,голода и разрухи, помнить о том, что было в далекие 1930-е годы? Перечитывая рассказы и воспоминания переживших это людей, я все больше убеждаюсь: стоит! Люди, пережившие то страшное время, живут рядом с нами, ходят по тем же улицам, дышат одним с нами воздухом.

В Муромцевском районе  проживают реабилитированные граждане, на сегодняшний день их 144 человека. Наибольшее количество проживает в Муромцево – 49 человек, в Артыне – 32 человека, П-Павловке- 15, К-Курске – 14 человек. Все они являются достойными людьми, имена многих известны в районе и даже за его пределами.

Карл Эммануилович Шайбель
Любовь Лавровна Степушкина
Эрих Фридрихович Вингерт
Владимир Казимирович Высоцкий
Наталья Александровна Мачульская
Мария Александровна Демух
Савелий Григорьевич Ифандопуло
Ольга Ильинична Миронова
Павел Андреевич и Татьяна Семеновна Синяк и другие.

Все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но не бывает ответственности без чувства памяти. Воспоминания того поколения – живая боль о времени, когда была развязана война против своего же народа. И мы должны знать об этой боли и помнить о ней. Будущее в наших руках, и наша прямая обязанность – изучить ошибки прошлого и не допустить их повторения.

Слово предоставляется_________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________

Это счастье – жить на белом свете,
По траве нескошенной бродить,
Быть за что-то, как и все, в ответе,
И кого-то от души любить.
Только можно ль этим насладиться
За такой коротенький наш век?
Дни уходят быстрой вереницей,
Время набирает свой разбег.
Оглядишься, а уже промчалось
То, что было дорого вчера…
А хотелось, чтобы не кончалась
Светлая счастливая пора.
Но, увы! – пока еще не властен
Над своим бессмертьем человек.
Жить на свете – дорогое счастье,
Жаль, что только короток наш век.

Дорогие друзья, на этом наша встреча подошла к концу. Мы рады, что этот час вы провели сегодня с нами, ведь никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст её новым поколениям.

Мы прощаемся с вами, а вашему вниманию предлагается художественный фильм «Завтра была война». Начало сороковых. Герои фильма — обычные советские старшеклассники. Они учатся в советской школе, стараются быть правильными и идейными комсомольцами-активистами. Но не всегда «правильность», внушаемая учителями, совпадает с внутренними убеждениями юных душ — им сложно смириться с тем, что их родные и любимые люди оказываются вдруг «врагами народа».

Желаем вам приятного просмотра!

До новых встреч!

Источники:
9.     Память о прошлом – путь к будущему: сборник статей школьников, студентов, преподавателей, посвященных памяти жертв политических репрессий/[под ред. Н. А. Левочкиной]. – Омск: Изд-во ИП Загурской С. Б., 2014. – 100С., ил.
10.                       Свирина З. П. Счастье жить/З. П. Свирина. – Муромцево, 2001. – 106 С.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Похожие сообщения

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...